Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Адрес: 663413, Красноярский край, Мотыгинский район. п. Кулаково, ул. Ангарская, 21
Телефон: 8-902-920-30-74
Эл. почта: prokopenko.angarida-mbdou@yandex.ru
«Всему лучшему во мне я обязан книгам»
М. Горький
Лучше, чем сказал великий классик литературы о значении книги в жизни людей, дать определение невозможно. Детство – удивительная и чудесная пора, когда рождаются мечты, формируется характер, приобретаются привычки. Не на мгновения, а на всю жизнь. Как важна в эту пору прочитанная книга! Главное вовремя найти её и открыть. Не пройти мимо тех произведений, которые нужно обязательно прочитать в детстве.
Встречу с книгой откладывать не стоит.
С самых ранних лет позиция ребенка формируется семьей, родителями, которые имеют в своём арсенале одно из важнейших средств воспитания – произведения устного народного творчества: потешки, прибаутки, считалочки сказки. В семьях нужно возродить такие традиции, как пение колыбельных песен, чтение книг перед сном. Общеизвестно, что информация, полученная перед сном, откладывается в глубинах подсознания и оказывает большое влияние на формирование личности.
Каждому возрасту соответствует свой круг чтения, своё содержание.
В младшем дошкольном возрасте особую роль в осознании текста играют иллюстрации. Они помогают малышу понять прочитанный текст. Однако, наряду с непосредственным и очень ограниченным жизненным опытом, в этом возрасте появляется и первый литературный опыт, помогающий малышу понять содержание разных произведений. Например, в беседе по сказке «Коза -дереза», давая оценку поступкам козы, почти все малыши опираются на вторую часть сказки, где коза выживает зайчика из дома, а петух её прогоняет. На вопрос «Плохая коза или хорошая? » дети отвечали: «Плохая.
Она рогатая. Зайчика выгнала. Ещё лиса его выгнала. Плохая коза, она в домик залезла. Он сел на пенёк и плачет». Мы видим, что малыши не принимают во внимание начало, в котором речь идёт о том, как коза дерзит, наговаривает на своих пастухов. В то же время они используют свой «литературный опыт» - услышанную ранее песенку. «Идёт коза рогатая» и сказку «Заюшкина избушка» на ту же тему. Сама природа требует стихотворного материала от ребёнка раннего и младшего дошкольного возраста. Дети любят слушать и рассказывать стихи. Им нравятся произведения детского фольклора. Каждая из песенок, подобных «Ладушкам», «Козе», «Сороке - белобоке» - блестящий мини-спектакль для малыша, в котором он одновременно и слушатель, и зритель, и певец, и танцор, и актёр, и чтец.
В среднем дошкольном возрасте усложняется читательский опыт детей. Для понимания произведения ребёнку уже не требуется иллюстрация к каждому повороту сюжета. Характеризуя героев, дети чаще всего высказывают правильные суждения об их поступках, опираясь при этом на свои представления о нормах поведения и обогатившийся личный опыт.
Вместе с тем, при восприятии литературных произведений ребёнок не ставит перед собой задачу оценить героя, события. Отношение детей к литературным фактам имеет действенное, жизненное значение. Ребёнок 4-5 лет, прежде всего, активный соучастник изображаемых событий; он переживает их вместе с героями.
В старшем дошкольном возрасте начинается новая стадия в литературном развитии ребёнка.
Дети проявляют интерес к русским народным сказкам с их чудесным вымыслом, фантастичностью, развитым сюжетным действием, полным конфликтов, препятствий, драматических ситуаций.
Русские народные сказки («Морозко», «Сивка-бурка», «Царевна - лягушка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» и др.) открывают простор для чувств и мыслей ребенка о сложном мире, где сталкиваются в непримиримой борьбе добрые и злые силы, где дети убеждаются в непременной, неизбежной победе добра над злом. В старшем дошкольном возрасте ребёнок приобретает способность понимать текст без помощи иллюстраций. У ребёнка формируются умения воспринимать литературное произведение в единстве содержания и формы, осмысливать словесный образ, относиться к нему как к авторскому приёму.
Возникает такое умение, как замечать выразительное, яркое слово, осознавать его роль в тексте. В каждой возрастной группе есть дети, которые любят слушать книги, но есть и такие, которым чтение представляется непосильным и скучным делом. Заставить насильно слушать книжку – значит окончательно отбить интерес к ней. Нужно найти такой подход к ребёнку, выбрать такую книгу, которая затронет его эмоции, окажется ему интересной и внутренне созвучной.
Именно книги, волнуя ум, сердце и воображение детей, помогают им разобраться в сложных жизненных ситуациях, обостряют чуткость к плохому и хорошему, побуждают самостоятельно находить правильные ответы на сложные вопросы. Книга учит «вглядываться» в человека, видеть и понимать его, воспитывает человечность. Прочитанная в детстве книга, оставляет более сильный след,
чем книга, прочитанная в зрелом возрасте.
Существенную роль в формировании у дошкольников интереса и любви к художественной литературе играет уголок книги в группе. Специально выделенное и оформленное место, где ребёнок может самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть. Здесь ребёнок видит книгу не в руках воспитателя, а остаётся с ней один на один.
Он внимательно и сосредоточенно рассматривает
иллюстрации, приобщается к изобразительному искусству, учится видеть и понимать графические способы передачи литературного содержания.
Только в уголке книги воспитатель имеет возможность привить детям навыки культуры общения и общения с книгой. Любовное, бережное отношение к книге - одно из важных качеств культуры чтения, без которого немыслим настоящий читатель и которое наиболее успешно формируется в месте, отведённом для чтения.
Книги развивают речь, расширяют словарный запас.
Без книг нет ни образования, ни культура нашего общества. Они хранят в себе то, что накопило человечество за все века своего существования.
Задача взрослого - открыть ребёнку то необыкновенное, что несёт в себе книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение. Взрослый, чтобы привлечь к книге ребёнка, должен сам любить литературу, наслаждаться ею как искусством, понимать сложность, уметь передавать свои чувства и переживания детям.